Религия много значила для цивилизации майя. С ней связывали абсолютно все сферы жизни: архитектуру, астрономию, отсчет времени, сельское хозяйство.
Майя представляли, что в космосе находится 13 небес и 9 преисподних. Небо – это покоившиеся друг на друге горизонтальные слои, обитель богов. Небесная опора – стоявшие в разных противоположных местах четыре бога. Они олицетворяли 4 стороны света, поддерживая весь мир. У каждого бога были свои символы и цвета, что для майя считалось очень важным.
По версии этого древнего народа, уже около четырех раз мир чуть не погибал от разрушающих природных катаклизмов. По календарю выяснили, что майя жили в пятом, заново отстроенном мире. У них также были легенды о потопе. Даже на одной из впечатляющих страниц «
Дрезденского кодекса» символически изображена гибель мира во время потопа под названием «
хайококаб», что в переводе означает «
земля под водой». Но богам, держащим небеса, удалось выжить и отстроить новый мир.
Ицамна был главным богом народа майя. Его имя переводится как «ящерица», и чаще всего его изображали старым человеком с телом ящерицы. Он имел несколько сущностей: к нему относились как к богу медицины, покровителю сельского хозяйства и даже создателю письменности на Земле. После него во всех сферах жизни и деятельности стали появляться множество различных богов. У всех профессий и ремесел были свои покровители. Боги появились у пчеловодов и купцов, путешественников и воинов, земледельцев и рыбаков, и даже у танцоров и комедиантов. Даже у самоубийц был покровитель – богиня
Иштаб, «богиня веревки».
Ишчель, спутница Ицамны была богиней луны и покровительницей беременных женщин и ткачих. До начала родов абсолютно все женщины посещали ее святилище с надеждой благополучно родить здорового ребенка, и в народе были уверена, что каждая должна там побывать хотя бы один раз в жизни.
Создание идолов – успокаивающее средство. В религии есть свои тайны, и все люди страдают от одного и того же мучительного неведения. Как и все первобытные люди, майя старались заслужить благосклонность богов, принося им жертвы и проводя ритуалы. На всех изображениях бога дождя
Чака можно заметить странную форму его глаз, напоминающую букву «T». Это символизировало слезы, то есть воду, а вода необходима всем. У него было четыре разных сущности, дождь его мог достигнуть как достойных, так и неблагочестивых людей. Однако и этого бога нужно было умилостивить.
Бога кукурузы
Юму Кааша изображали держащим цветущее растение молодым парнем. А скелетом был бог смерти,
Апух (Ах Пуч). У бога войны символическими цветами считались красный и черный, ведь именно такими красками перед сражениями себя раскрашивали воины.
Религия – это не только описание богов, но и система обрядов. Один из самых известных – обряд жертвоприношения. Оно было своего рода настоящим заклинанием. Майя считали, что у всех богов есть обычные человеческие недостатки и желания, которые нужно исполнять. Если люди в поселении начинали болеть или долго не было дождя, значит, бога умилостивили недостаточно.
Приносящего в жертву человека раскрашивали синим. Способов для жертвоприношения также существовало множество: умерщвление стрелами, распятие на деревянной раме, бросание в колодец и даже вырывание сердца. Кровь для
майя имела мистическое значение. Ее размазывали по изображению одного из богов, того, для которого совершалось жертвоприношение.
Большинство исследователей считают, что жертвы богам и подобная жестокость были несвойственны майя. За последние сто лет ученые все чаще поднимают данный вопрос. И, конечно же, до сих пор само исчезновение этого удивительного народа остается предметом спора ученых и исследователей.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!